21:26 Выступление Председателя Верховной Рады Украины В. М. Литвина при открытии восьмой сессии Верховной Рады Украины шестого созыва | |
Нынешнее участие в открытии восьмой сессии Верховной Рады Украины Главы государства Виктора Януковича, присутствие членов Кабинета Министров во главе с Премьер-министром М. Я. Азаровым, руководителей правоохранительной системы, судебной ветви власти и местного самоуправления - это далеко не традиционное заверение начале нового политического сезона в стране. Это - наглядное доказательство того, что вся государственная власть полностью осознает исключительную важность задач, которые предстоит решать в ближайшее время. И общую ответственность за слаженную работу для получения тех ощутимых положительных результатов, на которые уже так заждался наш народ. Итак, начиная сессию, должны четко видеть все составляющие, которые виокремлюватимуть ее значение. А соответственно выстраивать логику своих действий. Считаю, что эти полгода во многом определять не только судьбу страны, но и политическое будущее каждого из нас. 2011 - год 20-летия современного украинского государства. Конечно, этот период не был лишен смысла. Но такая дата - наиболее важный этап в процессе государственного становления. Если хотите, переломное время, учитывая историю и предыдущие попытки создать суверенное Украины, которые, как известно, заканчивались неудачей. И известно по каким причинам, при каких обстоятельствах. С тех пор вызовы не изменились. Более того - обострились, приобрели новых измерений. Страна перенапряжена. Народ заплатил огромную социальную и даже морально-психологическую цену за независимость. Частично убита вера людей в справедливость, в том числе социальную, в человеческую солидарность. Безотлагательно нужно дать ответы на далеко непростые вопросы: как совместить идеал равенства с реальностью - гигантским расслоением общества? Как не допустить того, чтобы богатство и его носители перевесили власть! Как сформировать цивилизованные отношения капитала и широкой общественности? А главное - помочь людям прийти в себя и защитить их от последствий предыдущих действий по введению рыночных отношений, исправить апатию и жестокость общественной атмосферы, утвердить национальную солидарность и справедливость. Власть должна практически стать на службу народу, чувство справедливости должен вступить реальных измерений. Без помощи государства отдельно взятый гражданин сегодня не в состоянии справиться со своими проблемами. Которые к тому же не им вызваны. Таким образом, нам необходимо осмысленно оценить рубежный этап государственности, без погружения в исконно украинская самокопание до самопоедание. И выйти на практические системные реформы. На реформы как жизнеспособную альтернативу социальному озлоблению. На реформы, которые имеют не только характер целесообразности, но и общественной, нравственной убежденности. О реформах говорят все, причем все больше. Это ключевое слово в лексиконе политиков. Но скажите, кто предложил активно, в том числе мозговая работу по выводу страны из сложного социально-экономического положения. Кто на деле очертил и предложил свое видение реформ и настаивает на осуществлении далеко непростых преобразований. Президент В. Ф. Янукович! Банковая сегодня выступает как центр реформизма. Это надо приветствовать и поддерживать, по крайней мере - не мешать. Предвидя реакцию, скажу: мы научились критиковать, но не научились жить по тем принципам, которые провозглашаем. А согласно призывы построить рай в Украине вращаются адом. Мы можем создать событие, точнее говоря конфликт, а не жизнь. Так и не научились великому искусству творить жизнь. Нас хватает на борьбу, а страна как никогда нуждается сегодня работы. Требует немедленно нового поворота, нового курса, начала нового отсчета времени, чтобы не допустить движения назад. Нам надо показать способность догнать мир. Поэтому именно во время этой сессии Верховная Рада должна продемонстрировать важную роль в реализации реформ. Следовательно стать решающей частью политической системы страны, а не официальной частью прикрытия запущенных социальных и экономических проблем. Для этого каждый народный депутат обязан преподнести планку своей профессиональной, политической, моральной и интеллектуальной ответственности. Период «жить высоко и думайте скромно и действовать спустя рукава», принадлежащего превратить в эпоху «жить скромно, думать и действовать высоко». Без этого нечего и надеяться на общественную поддержку. В свою очередь без нее никаких реальных реформ в Украине не будет. Теперь остановлюсь на нескольких тезисах, связанных с практической работой Верховной Рады на этой сессии. Тезис первый - законодательное обеспечение реформ. Украина является олицетворением столь сложного комплекса политических, экономических, социальных, культурных, идеологических и других проблем, подходить к их решению системно - это пустая трата времени, сил и государственных финансов. Это - убить государство. Кабинет министров Украины готовит для передачи в парламент 117 реформаторских законопроектов. Очевидно, в дополнение к уже зарегистрированных в Верховной Раде 136 проектов законов. Учитывая это вижу необходимость определения поэтапности и последовательности рассмотрения и внедрения предлагаемых законов. В этом плане заслуживает внимания предложение о проведении совместного заседания Кабинета Министров и Согласительного совета Верховной Рады Украины. Акцентировать внимание на этом приходится потому, что наши законы утратили ореол святости. Да и какой может быть ореол, когда как не закон, то минимум три-четыре изменения в него. Для размышлений: с 24 августа 1991 в Украине принято 886 законов и 2174 изменений к ним. И на этом фоне постоянные апелляции относительно отсутствия правового регулирования тех или иных сфер нашей жизни. А на практике получается, что для Европейского суда по правам человека оказалось достаточным два десятка статей, чтобы охватить почти всю жизнь стран-членов Совета Европы, а нам мало почти 90 тысяч правовых актов. Отсюда - и стимулирования подзаконных актов, которые зачастую подменяют закон и создают несвойственное ему правовое поле. С такой практикой отныне нужно завершить. Тезис второй - Верховная Рада безотлагательно законодательно обеспечить реальную противодействии коррупции с акцентом на предотвращение коррупционных правонарушений. Вообще предстоит выйти на принятие таких законов, которые бы предупреждали коррупционную искушение. Пока преимущественно имеем словесные состязания в том, кто больше не любит это зло. Причем, когда говорят об этом явлении, то думают, что оно их не касается. Перед Верховной Радой стоит задача принятия закона, инициированного Президентом. Однако в нем нельзя допустить воссоздания положений предыдущих законодательных актов, на которые пришлось их отменять. Он должен учитывать положения соответствующих международных договоров нашего государства и оговорки, содержащиеся в экспертных оценках международных организаций по Украине. Тезис третий касается чрезвычайно чувствительного для всего украинского общества земельного вопроса. Рассмотрение его после широкого общественного обсуждения должен проходить по одной бесспорной условии предоставления безусловного приоритета нашим национальным интересам и интересам украинского народа. Земля - это, если хотите, наш последний бастион. То же самое в полной мере касается пенсионного законодательства. Тезис четвёртый о подходах к проблемам гуманитарной сферы. Они должны быть объективными, деликатными, хирургически точными. На практике же инициированные законопроекты на образовательную, языковую, историческую, религиозную тематику несут огромное конфликтогенные нагрузки. Надо уберечь Украину от конфликтов на этой почве. Иначе Украина будет разделена. А разделена Украина не выстоит. Давайте помнить: дерево питается не цветом, а корнями. А для народа гуманитарная сфера - это то же корни. Предлагаю и прошу: не постараемся пережать друг друга. Мыслить о совместном, а не свое. И так у нас хватает ненависти, хватает подозрений в политической среде. Не следует это переносить на всю страну. Мы должны быть конструктивными и действовать абсолютно продуманно. Тезис пятый - важность выверенной позиции Верховной Рады в политических вопросах. Тем более, что изменилась сама их природа. Они перестали быть чисто законодательными, они стали социальными. Поскольку мы имеем дело с необходимостью поддержания самой жизни. Под таким углом зрения, как мне видится, необходимо прежде подходить к конституционной реформе. Конституция должна быть инструментом развития страны, обеспечивать ее устойчивость на основе четкого распределения власти - законодательную, исполнительную, судебную. При этом обязательно нужно помнить, что говорит проверена веками мудрость: треугольник, в котором каждая сторона другая по размеру, чем другие - наиболее неустойчивая фигура. Главное, что предстоит сделать - вернуть суверенитет народа. В том числе через цивилизованную избирательную систему. Демократическое управление должно быть самоуправлением. В ближайшие дни нам предстоит окончательно определиться с проектом закона о внесении изменений в Конституцию Украины в части установления единых сроков, на которые избирается представительная власть. Тем же, кто постоянно слюнит тему о досрочных выборах, скажу: в украинских условиях - это потрясение для страны. А за настоящее - максимальные потрясения. Нужны ли они? Мой ответ - нет! Тезис шестой о месте и роли Украины в региональных и универсальных свето взаимоотношениях. Сегодня эти вопросы приобрели особое звучание. И это связано с двумя обстоятельствами. Первая - сейчас Украина председательствует в ПАЧЭС, с мая - приступает к председательству в Комитете министров Совета Европы. В 2013 году председательствовать в ОБСЕ. В 2012 году - ответственная вместе с Польшей за проведение чемпионата Европы по футболу. Т.е. есть шанс проявить себя как лидера региона. Ведь до этого Украина была скромно представлена в мире. Второе обстоятельство диктуется необходимостью изжить провинциальность Украине, осознание того, что мы - не соседи Европы, а соседи по Европе (Марек Сивец, член ЕП), что время демонстрировать украинизм в международных делах. Словом, обеспечить свободу действий, право дружить с кем хотим, а не только с теми, с кем нам позволяют дружить. Конечно, все это возможно при одном условии: когда совместно будем обустраивать нашу украинскую дом, а не развеивать мусор из нее по Европе. Мы и так создали уникальный прецедент для Совета Европы когда председательствующая сами находится под мониторингом. ПАСЕ приняла более 10 резолюций и рекомендаций, в которых призывала, обращала внимание и как бы не уговаривала Украина выполнить не то, что ей сейчас хочется, а все, что обещала. Результат известен. Большая доля ответственности за это лежит на Верховной Раде. Считаю, что Верховная Рада вместе с Кабинетом министров обязаны четко определить график работ по подготовке и принятию законов, перечень которых определен Указом Президента Украины от 12 января 2011 «О плане мероприятий по выполнению обязанностей и обязательств Украины, вытекающих из ее членства в Совете Европы ». Вспомним и то, что этим дольше во времени Украина находится под мониторингом, тем к ней больше выдвигается новых претензий в тех сферах, которые раньше были предметом рассмотрения в качестве взятых ею на себя обязательств. Почему так? А потому, что жизнь не стоит на месте. Растут требования, стандарты и критерии оценки демократичности. Да и на ком надо проверять новые подходы. Вот мы и выступаем в роли этаких «солдат демократии». Наша бездействие оборачивается унижением страны. Роскошь жить разговорами - недопустима.
Уважаемые народные депутаты!
Настроение людей на давно ожидаемые перемены должен сдерживать нас от того, чтобы мы и дальше тратили энергию на внутренние споры и противостояния. События 22 января, связанные с мерами со Дня Соборности, показали низкий порог понимания политиками своей ответственности за консолидацию и единение Украины. Партийные мероприятия диссонируют с государственными. Каждый из политиков призвал к единству со своей площади, утверждая, что Украина должна объединиться под него. Демонстрируя некое желание украсть Украины. Это хорошо, что страна не испытывает недостатка амбициозных личностей. Плохо лишь то, что в целом правильные лозунги не находят продолжение в практической работе. Уже пора продемонстрировать соборность в практической работе. Власть - не партийные цвета, а профессиональная компетентность. Власть - должна быть командой. А мы все - власть, хотя и разные. Мы просто обязаны выполнить ту большую работу, о которой сегодня говорил Президент Украины. Полностью поддерживаю предложение главы государства об учреждении постоянного круглого стола, отбросив претензии друг к другу и выйдя на «нулевой» вариант. Перефразируя слова известного государственного деятеля начала ХХ века, скажу: эта работа требует от нас физической формы атлета, терпение матери и мужественной выдержки ранних христиан. | |
|
Поділися посиланням! | |
Посилання на цю сторінку:
на форум - BB-код: на сайт - HTML-код: | |
Всього коментарів: 0 | |