История политики [0] |
Українська політика сьогодення [3] |
Перші політичні партії України [5] |
Ідеологічні засади [0] |
Культурний розквіт [0] |
Відомі політики [0] |
Демократичні зрушення [5] |
Політологія [20] |
Міжнародна політика [37] |
Головна » Статті » Українська політика сьогодення |
Человечество всегда стремится больше знать о своем будущем, его заинтересованность прогнозам имеет сильные жизненные мотивы. Реализации стремлений способствует прогностика - наука, охватывающая методологию исследования динамики и перспектив развития различных процессов и явлений общественной жизни. Поскольку от уровня прогнозирования зависит эффективность планирования и управления, политическое руководство видит в научно обоснованных прогнозах одну из гарантий предполагаемого развития конкретных событий и общественно-политических процессов в целом. Прогнозирования является своеобразным опережающим отражением действительности, а способность к нему - элементом интеллектуальной деятельности, одной из главных функций сознания личности. Стимулирует его многогранная действительность, которую человек стремится познать, посмотрев глазами разума в будущее (Платон). Такое знание важно и для принятия политических решений. Ведь любая ситуация всегда в определенной степени неопределенная, и вполне естественным является стремление человека снизить уровень этой неопределенности. В переходных обществах уровень неопределенности значительно возрастает, а отсутствие видения будущего пугает, сковывает инициативу граждан. Поэтому субъект политического процесса, заботясь о широкую поддержку в обществе, особое место отводит в своих программах моделированию будущего и путей его достижения. На государственном уровне постоянно отрабатывают десятки различных программ. Чтобы оценить их с точки зрения оптимальности, используют прогноз (греч. prognosis - предвидение). Политическое прогнозирование - научное исследование (предвидение) перспектив конкретного политического субъекта, политической ситуации и политического процесса в целом. В политологии различают политическое прогнозирование как научное исследование конкретных перспектив политической ситуации и как практику выработки прогнозов. Прогноз является научно обоснованным суждением о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его обеспечения. Прогнозирование охватывает специальные научные исследования конкретных процессов, явлений, событий с целью получения качественно иных знаний - тех, характеризующие перспективы объекта исследования. Прогноз необходим для избежания нежелательных результатов развития событий, обеспечение хода их в желаемом направлении. Прогноз как новое знание существует в следующих формах: - Знание о неизвестных на момент прогнозирования свойства объектов реальной действительности; - Знания о свойствах не существующих на момент прогнозирования объектов. В прогнозировании существенными являются два аспекта: 1) предсказывает, описывает возможные, желательные или нежелательные перспективы, состояния, решение; 2) предусматривает определенное решение благодаря осознанию состояния проблемы, использованию информации о возможных результатах целенаправленной деятельности. На этом основании в проблеме прогнозирования выделяют два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий, связанный с возможностью принятия на основе прогностического знания определенного решения. Прогнозирование охватывает все сферы жизнедеятельности людей. Относительно общественного развития одним из важнейших является политическое прогнозирование, объект которого - политика (внутренняя и внешняя), а предмет - познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов. В связи с этим различают внутриполитические и внешнеполитическое прогнозирование. Внутриполитические прогнозирования. Охватывает всю внутреннюю политику. Один из его аспектов связан с прогнозным оценкам конкретных политических событий, является прикладным, реализуется в процессе политической деятельности. Субъект такого прогноза - государственные и политические органы. Другой аспект касается деятельности политических институтов, политических процессов общества. Реализует его научный коллектив, специализирующийся на изучении политической системы общества. Внешнеполитическое прогнозирование. Осуществляет прогнозы относительно субъектов, явлений и процессов в сфере международных отношений и внешней политики. Оно является источником всесторонней информации об общей обстановке в мире, регионе, стране, о тенденциях, направлениях развития и факторы, стимулирующие определенные события, способствует видению новых возможностей общественно-политического развития. В прогнозировании международных отношений прежде сосредоточиваются на взаимоотношениях государств. Политическое прогнозирование является частью практической политики. Для упорядочения прогнозов прибегают к их типологизации зависимости от целей, задач, объектов, характера, периода действия, средств и т.д. Основным при этом является проблемно-целевой критерий, указывающий на цель прогноза. Соответственно различают два типа прогнозов: поисковые и нормативные. Поисковый прогноз направлен на определение возможных состояний политического явления, процесса, события в будущем средством экстраполяции, который позволяет наблюдать тенденции по условного абстрагирования от решений, способных изменить эти тенденции. Цель его заключается в выявлении и уточнении перспективных проблем, подлежащих решению средствами политического управления. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее произойдет в обществе при существующих социально-политических тенденций? Нормативный прогноз способствует определению путей и сроков достижения возможных состояний объекта политического прогнозирования. Главное для него - предусмотреть способы и время, необходимые для достижения заранее заданных норм, идеалов, стимулов, цели. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого? По периоду упреждения (сроком, в течение которого действует ли действовать прогноз) различают: - Оперативные (текущие); - Краткосрочные; - Среднесрочные; - Долгосрочные; - Стратегические прогнозы. Эта градация прогнозов является относительной и зависит от характера и цели прогноза. В политической сфере в соответствии с характером и темпов развития явлений приняты такие временные параметры прогнозов: оперативные - до одного месяца; краткосрочные - до одного года, среднесрочные - до пяти лет; долгосрочные - более пяти лет (в пределах пятнадцати- двадцати лет); стратегические - более двадцати лет. Объективная основа прогнозирования политических событий состоит в том, что их будущее скрыто в настоящем, то есть существует потенциально; новое содержится в старом (прошлом), но только гипотетическое, вероятно. Поэтому для прогнозирования будущего необходимо познание действительности, точнее, возможностей, тенденций, скрытых в политической системе. Благодаря этому научный прогноз раскрывает будущее (еще неизвестно) политического события, обусловленное ее предысторией, а также по состоянию на определенное время. В познании действительности важно знание истории ("Кто не знает прошлого, не обладает настоящим, не достоин будущего", - гласит народная мудрость). Общество, не знающее свое прошлое, иначе организует свое настоящее и будущее. Эта закономерность прослеживается на примере бывшего Советского Союза, когда в период гласности была открыта информацию о сталинизме, ГУЛАГ, голодомор, Чернобыль. Это стало одной из причин коллапса СССР, демократизации политической системы. Поэтому одним из самых драматичных направлений политической борьбы является борьба за исторические знания. Увидеть в прошлом будущее можно с помощью законов развития объектов политического прогноза. Одним из них является закон причинности, гласящий, что явление имеет свою причину, то есть его порождают определенные условия. Поэтому любое познание требует осознания причин явления. Зная их, можно предсказать последствия. А если для общества эти последствия нежелательны, субъекты политики, осознав это, есть время для поиска возможностей нейтрализации этих причин. Для успешного прогнозирования на основе законов необходимо знание их системы, механизма действия и использования. Хотя история развивается по объективным законам, но творят ее люди, ускоряя или замедляя ее развитие. Во многом это зависит от того, насколько учитывают эти законы. Игнорирование их или неумение ими пользоваться приводит к субъективизму и авантюризму в политике. Процесс познания законов слишком сложный, обусловленные законами отношения людей постоянно меняются. Например, политические отношения проявляются как политические интересы. Поэтому в механизме социально-политических законов важную роль играет такой объективный фактор, как социально-политические интересы, потребности и стимулы, которые постоянно меняются. В прогнозировании важная информация о интересы, потребности и стимулы всех слоев населения. Существенным является и то, что законы, действующие в социально-политической сфере, проявляются как тенденции или возможности, не всегда воплощаясь в действительность. Это затрудняет выработку прогноза на основе закона общественного развития. Поэтому если политические претензии класса, социальной группы учитывают объективный ход истории, политические процессы будут развиваться без общественных потрясений. Чем меньше согласуются политические интересы с объективными закономерностями развития, тем выше вероятность непредсказуемых политических конфликтов и потрясений. | |
Переглядів: 2709
| Теги: |
Поділися посиланням!Залиште посилання про цю статтю на своєму сайті або сторінці в соц.мережі! | |
Посилання на цю сторінку:
на форум - BB-код: на сайт - HTML-код: | |
Всього коментарів: 0 | |